Тотальный тест «Доступная среда», приурочен к Международному дню инвалидов, а также направлен на привлечение внимания жителей Российской Федерации к теме инклюзии и доступной среды для лиц с инвалидностью.
Пройти тест
Проект Тотальный тест «Доступная среда» был впервые реализован в 2019 году при поддержке Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества. В 2020 году Тотальный тест «Доступная среда» был организован на площадке ОНФ и стал самым массовым онлайн-событием в декаду инвалидов в России - в мероприятии приняли участие более 100 тысяч человек из 85 субъектов Российской Федерации. В 2021 году проект получил поддержку Федерального агентства по делам молодежи.
Средний результат среди участников теста – 60% правильных ответов. Больше всего правильных ответов было дано на вопросы по оказанию ситуационной помощи людям с инвалидностью, неправильных - по тематическим блокам (морально- этические аспекты общения, организация доступного пространства и нормативная база, регламентирующая обеспечение доступной среды).
Среди участников мероприятия преобладают представители сферы образования и науки, социальной сферы, здравоохранения, культуры и искусства. Это ключевые сферы деятельности, связанные с объектами социальной инфраструктуры, организацией городского пространства и созданием комфортной среды для людей с инвалидностью. Основной процент правильных ответов (от 70 процентов и выше) был отмечен у представителей сферы социального обслуживания, представителей административно-управленческой деятельности, здравоохранения.
Традиционно в торжественном открытии Тотального теста «Доступная среда» принимают участие общественные и государственные деятели, представители культуры и искусства, в том числе Председатель Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации М.Б. Терентьев, Заслуженная артистка Российской Федерации, председатель Комиссии по доступной среде и развитию инклюзивных практик Общественной палаты Российской Федерации, член Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, художественный руководитель Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Центр социокультурной реабилитации Дианы Гурцкая» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Разбор вопросов по итогам проведения Тотального теста «Доступная среда» традиционно проводят признанные эксперты в области инклюзии и доступной среды.
Условия для получения образования детьми
с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в школе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
· обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;
· организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
· сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
· создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
· расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
· совершенствование системы кадрового обеспечения.
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
· школа реализует адаптированные программы начального общего и основного общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации данных образовательных программ возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
· прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
· по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому и инклюзивное образование;
· вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
· в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает социальный педагог, педагог-психолог и медицинский работник;
· для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
· вход в образовательное учреждение оборудован пандусом;
Инклюзивное образование с реализацией программы "Доступная среда" в МКОУ СОШ № 10
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Перечень нормативных, методических и иных материалов по организации инклюзивного образования:
1. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
2. Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФот 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
4. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
5. Методические рекомендации руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, по созданию в рамках программы "Доступная среда" на 2011-2020 специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях через центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
6. Временный порядок предоставления государственной услуги в сфере образования для детей-инвалидов в МКОУ СОШ № 10 г. Избербаш.
7. Порядок регламентации и оформления отношений с родителями(законными представителями) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения на дому.
8. Положение об организации обучения лиц с ОВЗ
9. Положение о порядке реализации ИПРА ребенка-инвалида
10. Сайт Государственной программы "Доступная среда".
11.План работы школьного ПМПК
12.Приказ о назначении ответственного за сопровождение инвалидов
13.Паспорт доступности для лиц с ОВЗ
14.Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов и других МГН
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п
Федеральные документы
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
"Конституция Российской Федерации" (ст.8)
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ
1. Общие сведения об объекте 1.1. Наименование (вид) объекта МКОУ СОШ №10_____________________ 1.2. Адрес объекта РД, г.Избербаш, ул.Ленина, 6_______________________ 1.3. Сведения о размещении объекта: - отдельно стоящее здание- 3-этажей,3958 кв.м - часть здания__________ этажей (или на_____________ этаже),_______ кв.м - наличие прилегающего земельного участка (да, нет) 19397 кв.м 1.4. Год постройки здания 1972 последнего капитального ремонта нет |
1.5. Дата предстоящих плановых ремонтных работ: текущего 15.06.2021 г-10.08.2021 г., Капитального нет_____ сведения об организации, расположенной на объекте 1.6. Название организации (учреждения), (полное юридическое наименование - согласно Уставу, краткое наименование) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №10»- (МКОУ СОШ №10)___________________________________ |
1.7. Юридический адрес организации (учреждения) 368500 РД, г.Избербаш, ул.Ленина, 6 |
1.8. Основание для пользования объектом (оперативное управление, аренда, собственность) оперативное управление_____________________ 1.9. Форма собственности (государственная, негосударственная) государственная______________________________________ 1.10. Территориальная принадлежность (федеральная, региональная, муниципальная) муниципальная_________________________ 1.11. Вышестоящая организация (наименование) Управление образованием Администрации городского округа ____________________________________ 1.12. Адрес вышестоящей организации, другие координаты |
368500 РД, г.Избербаш, ул.Ленина, 2
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ
объекта социальной инфраструктуры
К ПАСПОРТУ ДОСТУПНОСТИ ОСИ № 1
Республика Дагестан «29» декабря 2020г.
г.Избербаш
1. Общие сведения об объекте
- Наименование (вид) объекта Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
1.2. Адрес объекта:368500 Республика Дагестан, г.Избербаш, ул.Ленина, д.6
1.3. Сведения о размещении объекта
- отдельно стоящее здание 3 этажей, 3958 кв.м
- часть здания____-______этажей (или на______-_____ этаже),______-_ кв.м - наличие прилегающего земельного участка (да, нет); 19397кв.м
1.4. Год постройки здания 1972г.. последнего капитального ремонта нет
1.5. Дата предстоящих плановых ремонтных работ: июнь-август 2021 г, текущего ремонта, неизвестна. капитального:
1.6. Название организации (учреждения), (полное юридическое наименование -согласно Уставу, краткое наименование) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№10» (МКОУ СОШ №10)
1.7. Юридический адрес организации (учреждения) 368500. Республика Дагестан. г.Избербаш, ул.Ленина .д.6
Информация об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в школе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
· обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;
· организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
· сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
· создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
· расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
· совершенствование системы кадрового обеспечения.
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
· школа реализует адаптированные программы начального общего и основного общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации данных образовательных программ возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
· прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
· по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому и инклюзивное образование;
· вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
· в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает социальный педагог, педагог-психолог и медицинский работник;
· для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
· вход в образовательное учреждение оборудован пандусом;
- о специально оборудованных учебных кабинетах;
- об объектах для проведения практических занятий;
- о библиотеке(ах);
- об объектах спорта;
- о средствах обучения и воспитания;
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;
- о специальных условиях питания;
- о специальных условиях охраны здоровья;
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;
- об электронных образовательных ресурсах;
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат;
- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.